Декабрь 22, 2024

Истинная любовь — Эссе

Субетто А.И., Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, президент Ноосферной общественной академии наук, член Международного высшего ученого совета

 

Истинная любовь

 

29 декабря, за два дня до наступления нового – 2016 года, на торжественном заседании Международного высшего ученого совета и ректората Международного университета фундаментального обучения в Доме композиторов в Санкт-Петербурге, после решения вопросов по повестке дня, состоялась премьера короткометражного фильма «Истинная любовь». Постановка, режиссура и сценарий фильма осуществлены одним автором – Шанти П.Джаясекара, гражданином России (в России он живет более 30 лет и она для него стала второй родиной), выходцем из Шри Ланка, Гранд-Доктором философии, Полным Профессором (Оксфорд), ректором Международного университета фундаментального обучения и президентом Международного высшего ученого совета.

Просмотренный фильм можно обозначить как киноновеллу о любви, исполненную в эпическом стиле. Если отвлечься от специфики «языка» кинематографа, то эту эпическую миниатюру можно поставить в один ряд с таким произведением как «Девушка и смерть» Максима Горького.

В фильме представлена игра трех молодых людей, еще неискушенных в артистическом искусстве, – слепого Руслана Токарева (в фильме он играет молодого слепого пианиста и композитора Олега), Сергея Ермолаева (в фильме он играет молодого художника Павла, который от рождения – глухонемой) и Дины Даньшиной (в фильме она играет Анну, подругу обоих молодых людей, которые не знают о существовании друг друга). «Классический треугольник». Фильм о первой, самой чистой любви, которая зарождается в молодых сердцах впервые в их жизни. Анна с симпатией относится к обоим молодым людям. Каждый из них привлекает её не только чистотой своих помыслов в своем творчестве, и своей искренностью, но, как следует из подтекста, своей непохожестью, тем, что называется индивидуальностью в проявленном творчестве.

Манера исполненной «техники» искусства – внимание к деталям, крупный план, когда игра проявляется не столько в  словах (хотя хороших, глубоких, философско-нравственных диалогов, обращенных к зрителю, хватает), сколько в глазах, в уголках губ, в игре рук, пальцев, всего того, что знают влюбленные. Этим стилем рецензируемая киноновелла мне напомнила фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Вообще – стилистика фильма перекликается со стилистикой киноискусства Тарковского, может быть со стилистикой ряда итальянских фильмов 60-х годов. Каждый из героев, игравших свою роль в этом великолепном сценарии, по-своему хорош.

Фильм об одухотворяющей силе любви, о её влиянии на творчество, о добре в самой любви как чувстве, о деликатности отношений между девушкой и юношей, о доверчивости, об искренности, которых так не хватает в современное время, когда любовь заменили сексом и пошлостью. Фильм о той высокой чистоте любви, которая, например, есть в знаменитой, гениальной драме Шекспира «Ромео и Джульетта».

Но фильм, в отличие от других произведений культуры, посвященных первой любви, еще и о том, что в любви человек проявляется как полноценное существо, как универсальный, целостный человек, когда недостатки в контакте с миром – слепота (глаза не видят), или глухота и немота (человек не слышит и не может говорить, вынужден общаться с помощью рук), – исчезают. Потому что они, главные герои фильма, осуществляют главную миссию – творят, созидают, а любовь их поднимает на высоту таланта, а может быть гениальности, в том творчестве, которому они посвятили жизнь.

Но в фильме есть и драма. Невидящий Олег узнает, во время первого свидания – и, очевидно, последнего, – с Павлом, в присутствии Анны, когда он руками ведет по выполненному Павлом художественному портрету Анны и говорит – это «любовь» (т.е. в этом портрете запечатлена любовь Павла к Анне), –  что Павел любит Анну, и Анна, коль она привела Павла к Олегу, любит Павла, –  он совершает поступок: он соединяет руки Анны и Павла и сам уходит, стуча палкой и спотыкаясь. И зритель чувствует в этом движении всю трагедию любви слепого Олега.

В фильме все время присутствует творческое действие – вот Олег сочиняет музыку (импровизируя), посвящая её Анне, а вот, как бы в «параллельном пространстве» или в «параллельной жизни» Анны, Павел рисует портрет Анны и на глазах у зрителя этот портрет рождается под кистью художника.

Фильм пронизывает одна главная тема – тема чистоты человеческих отношений в молодости, – тех отношений, которые служат «питательной почвой» для вырастания чистой, истинной любви. Фильм как бы научает зрителя простой истине – любовь не терпит фальши.

Я поздравляю молодых дебютантов, великолепно сыгравших свои роли. Но особенно отметил бы игру Анны: её глаза, показанные крупным планом, излучают зарождающуюся любовь. В фильме есть символика. Например, сцена с белой розой. Белая роза – это и есть символ чистоты.

Иеромонах Роман написал стихотворение, я бы назвал его гимном чистоте, в котором есть такой рефрен:

«О, Земля, что тебе не хватает?

– Чистоты, чистоты, чистоты…».

«О, Душа, что тебе не хватает?

– Чистоты, чистоты, чистоты…».

Я поздравляю Шанти П. Джаясекра с прекрасным авторским кинодебютом, который утверждает: «Есть на белом свете Истинная Любовь!», – и если она есть, то и есть прекрасное будущее у людей на Земле.

В преддверии Нового, 2016-го, года просмотр этой киноновеллы стал хорошим духовным подарком, вселяющим оптимизм в каждого, кто прикоснулся к этой истории о первой, чистой, истинной любви.

Конечно, очевидно, киноведы, искусствоведы найдут в этой работе массу погрешностей – технических, стилевых, композиционных.

Но есть главное – фильм получился, вернее – появилось произведение киноискусства, выполненное в лучших традициях русской классической культуры, восходящих к Пушкину, Тургеневу, Чехову, Л.Н.Толстому, Горькому.

Завершая это небольшое эссе, по поводу увиденного, хочу пожелать Шанти П. Джаясекаре новых успехов на выбранном творческом пути в «пространстве» такого сложного, синтетического искусства, каким является кино, да еще в начале XXI века! Зачин удался!