Субетто А.И., Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, президент Ноосферной общественной академии наук, член Международного высшего ученого совета |
Истинная любовь
29 декабря, за два дня до наступления нового – 2016 года, на торжественном заседании Международного высшего ученого совета и ректората Международного университета фундаментального обучения в Доме композиторов в Санкт-Петербурге, после решения вопросов по повестке дня, состоялась премьера короткометражного фильма «Истинная любовь». Постановка, режиссура и сценарий фильма осуществлены одним автором – Шанти П.Джаясекара, гражданином России (в России он живет более 30 лет и она для него стала второй родиной), выходцем из Шри Ланка, Гранд-Доктором философии, Полным Профессором (Оксфорд), ректором Международного университета фундаментального обучения и президентом Международного высшего ученого совета.
Просмотренный фильм можно обозначить как киноновеллу о любви, исполненную в эпическом стиле. Если отвлечься от специфики «языка» кинематографа, то эту эпическую миниатюру можно поставить в один ряд с таким произведением как «Девушка и смерть» Максима Горького.
В фильме представлена игра трех молодых людей, еще неискушенных в артистическом искусстве, – слепого Руслана Токарева (в фильме он играет молодого слепого пианиста и композитора Олега), Сергея Ермолаева (в фильме он играет молодого художника Павла, который от рождения – глухонемой) и Дины Даньшиной (в фильме она играет Анну, подругу обоих молодых людей, которые не знают о существовании друг друга). «Классический треугольник». Фильм о первой, самой чистой любви, которая зарождается в молодых сердцах впервые в их жизни. Анна с симпатией относится к обоим молодым людям. Каждый из них привлекает её не только чистотой своих помыслов в своем творчестве, и своей искренностью, но, как следует из подтекста, своей непохожестью, тем, что называется индивидуальностью в проявленном творчестве.
Манера исполненной «техники» искусства – внимание к деталям, крупный план, когда игра проявляется не столько в словах (хотя хороших, глубоких, философско-нравственных диалогов, обращенных к зрителю, хватает), сколько в глазах, в уголках губ, в игре рук, пальцев, всего того, что знают влюбленные. Этим стилем рецензируемая киноновелла мне напомнила фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Вообще – стилистика фильма перекликается со стилистикой киноискусства Тарковского, может быть со стилистикой ряда итальянских фильмов 60-х годов. Каждый из героев, игравших свою роль в этом великолепном сценарии, по-своему хорош.
Фильм об одухотворяющей силе любви, о её влиянии на творчество, о добре в самой любви как чувстве, о деликатности отношений между девушкой и юношей, о доверчивости, об искренности, которых так не хватает в современное время, когда любовь заменили сексом и пошлостью. Фильм о той высокой чистоте любви, которая, например, есть в знаменитой, гениальной драме Шекспира «Ромео и Джульетта».
Но фильм, в отличие от других произведений культуры, посвященных первой любви, еще и о том, что в любви человек проявляется как полноценное существо, как универсальный, целостный человек, когда недостатки в контакте с миром – слепота (глаза не видят), или глухота и немота (человек не слышит и не может говорить, вынужден общаться с помощью рук), – исчезают. Потому что они, главные герои фильма, осуществляют главную миссию – творят, созидают, а любовь их поднимает на высоту таланта, а может быть гениальности, в том творчестве, которому они посвятили жизнь.
Но в фильме есть и драма. Невидящий Олег узнает, во время первого свидания – и, очевидно, последнего, – с Павлом, в присутствии Анны, когда он руками ведет по выполненному Павлом художественному портрету Анны и говорит – это «любовь» (т.е. в этом портрете запечатлена любовь Павла к Анне), – что Павел любит Анну, и Анна, коль она привела Павла к Олегу, любит Павла, – он совершает поступок: он соединяет руки Анны и Павла и сам уходит, стуча палкой и спотыкаясь. И зритель чувствует в этом движении всю трагедию любви слепого Олега.
В фильме все время присутствует творческое действие – вот Олег сочиняет музыку (импровизируя), посвящая её Анне, а вот, как бы в «параллельном пространстве» или в «параллельной жизни» Анны, Павел рисует портрет Анны и на глазах у зрителя этот портрет рождается под кистью художника.
Фильм пронизывает одна главная тема – тема чистоты человеческих отношений в молодости, – тех отношений, которые служат «питательной почвой» для вырастания чистой, истинной любви. Фильм как бы научает зрителя простой истине – любовь не терпит фальши.
Я поздравляю молодых дебютантов, великолепно сыгравших свои роли. Но особенно отметил бы игру Анны: её глаза, показанные крупным планом, излучают зарождающуюся любовь. В фильме есть символика. Например, сцена с белой розой. Белая роза – это и есть символ чистоты.
Иеромонах Роман написал стихотворение, я бы назвал его гимном чистоте, в котором есть такой рефрен:
«О, Земля, что тебе не хватает?
– Чистоты, чистоты, чистоты…».
«О, Душа, что тебе не хватает?
– Чистоты, чистоты, чистоты…».
Я поздравляю Шанти П. Джаясекра с прекрасным авторским кинодебютом, который утверждает: «Есть на белом свете Истинная Любовь!», – и если она есть, то и есть прекрасное будущее у людей на Земле.
В преддверии Нового, 2016-го, года просмотр этой киноновеллы стал хорошим духовным подарком, вселяющим оптимизм в каждого, кто прикоснулся к этой истории о первой, чистой, истинной любви.
Конечно, очевидно, киноведы, искусствоведы найдут в этой работе массу погрешностей – технических, стилевых, композиционных.
Но есть главное – фильм получился, вернее – появилось произведение киноискусства, выполненное в лучших традициях русской классической культуры, восходящих к Пушкину, Тургеневу, Чехову, Л.Н.Толстому, Горькому.
Завершая это небольшое эссе, по поводу увиденного, хочу пожелать Шанти П. Джаясекаре новых успехов на выбранном творческом пути в «пространстве» такого сложного, синтетического искусства, каким является кино, да еще в начале XXI века! Зачин удался!
Больше историй
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ — «DOCTORATE OF HONORIS CAUSA»
ПРИЗНАНИЕ «НЕЙРАМЕТА» В КАЧЕСТВЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕНЫХ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАТЕНТ НА ИЗДЕЛИЕ N° 06.019.12 — ИННОВАЦИОННЫЙ НАМАТРАСНИК — IFIBR FIBRANIUM